http://www.enu.kz В.В. Ушницкий г. Якутск, Россия
УСТНАЯ ИСТОРИЯ НАРОДА САХА
http://www.enu.kz
При отсутствии достоверных сведений в китайских источниках о народах Северо- Востока Сибири одним из важных источников являются фольклорные источники саха. В них достойное место занимает легенды саха о своих прародителях и древних племенах, проживавших на его территории. Народ саха своими прародителями считает Омогоя и Эллэя, которых якутские предания относят к одному из южных народов. Они представлены в них как люди из рода кыргыс, бырааскай или татаар. Встает вопрос, насколько обьективным является использование в изучении этнической истории народа саха фольклорных сведений о происхождении народа, где важное место занимают мифы о легендарных первопредках этноса. В них встречаются бродячие сюжеты, известные из эпоса тюркских народов, этнотопонимы и генеалогии, возможно почерпнутые из общения информаторов со ссыльными татарами и киргизами, есть и чисто библейские мотивы. Фольклор как своеобразный исторический источник давно успешно привлекается отечественными исследователями для воссоздания прошлого народов, населяющих Россию. Исследователи царской России, писавшие свои заметки о происхождении якутов, целиком ориентировались на исторические предания. Данные фольклора активно привлекали в своих научных трудах по этногенезу якутов Г.В.Ксенофонтов и А.П.Окладников. Введение в научный оборот якутский фольклор – как ценного источника в изучении этнической истории саха является задачей данной статьи. История Монголии (куда входит и Забайкалье) конца XII - начала XIII вв. не может не вызывать большой интерес. События, положившие начало становлению огромной империи, трактуются на основе сравнительно небольшого круга источников. Казалось бы, что новых дополнительных источников по проблеме уже не будет. Но имеются фольклорные источники тюрко-монгольских народов, еще не попавшие в широкий исторический оборот. Безусловно, фольклорные источники меняются с течением времени и являются весьма ненадежным источником при изучении древних событий. Те же письменные источники, являясь фиксацией мифологических и фольклорных сюжетов только записанными в более раннюю эпоху должны подвергаться такой же тщательной научной критике. Предки саха, однажды попав в этот труднодоступный край, законсервировались, храня в материальной и фольклорной традиции элементы средневековой культуры. В легендах саха о прародителях народа Эллэе, Омогое, Улуу Хоро и Хара Тюмэне зафиксирована историческая память народа о своем происхождении через мифологизированный взгляд. По этническому самосознанию народа саха, их первопредками являются Омогой и Эллэй – герои исторического предания. Следовательно, нужно рассмотреть причину появления Эллэя на Средней Лене. Так Эллэй ранее жил в татарском городе. Оттуда он убегает от притеснений сумасшедшего царя. По другой версии, он бежал от притеснений монголов. Есть также версия, что Эллэй был обвинен братскими племенами в конокрадстве, отчего он убежал в Китай. Затем, когда китайский царь поручил ему поймать и привезти обезьяну с морского дна, он якобы убежал на север (Предания, легенды и мифы якутов, 1995, с. 295). Еще повествуется о том, что отцом Эллэя был татарский царь, по имени Джура-Хаан. Его сын Эллэй бежал в нашу страну, когда его отец воевал с русскими (Ксенофонтов, 1977). Таким образом, этническая принадлежность и Омогоя и Эллэя не ясна: в одних преданиях они буряты, в других татары или киргизы. Но ясно одно: они вынуждены были искать спокойные для жизни места. Известно о том, что в некоторых преданиях причиной переселения предков саха с родины называется война между татарами и народом нуучча.
http://www.enu.kz При этом нуучча в фольклорных источниках саха это не русские, а нюйчжэнь- чжурчжэни. Ведь из истории нам известно, о долгом и кровопролитном противостоянии между татарами и чжурчжэнями. Имена Йессугея и Темучжина также смахивают на имена якутских божеств Tumedschin-Tojonа и Джесегея. Сведения о этих божествах в портфелях Г.Ф.Миллера следующие (варианты в транскрипции Миллера –Dshessugei, Jessugei, Juschugo-tojon, Jesugoi-tangara, у Линденау Desugei-Tojon). Tumedsjin-ogonjor – бог рогатого скота, его жена Mongadschin-chotun, сын Onochtschun-ol. Tumedschin-Tojon – покровитель скотоводства, «коровий Бог» (Элерт, 2001, с. 123). Следует вспомнить, что Есугей дал своему сыну имя вождя воинственного племени татар, убитого им в битве. Следовательно, убитый им противник мог получить наименование коровьего божества. В фольклорных же источниках саха рассказывается о том, как Омогой Баай, враждуя со своим народом, проиграл в результате огненных битв и бежал со своей родины. Встречается сюжет о том, что когда возникли великие сражения Одун Чыныс Хаана, проиграв в сражении, совершив множество грехов, предки саха были вынуждены бежать, скрываясь по верховьям рек (Боло, 1994, с. 31-32). У разных поколений якутоведов существует спор о том, когда предки саха могли прийти на Среднюю Лену: до или после возникновения Монгольской империи. Иначе вопрос сводится к тому, знали ли предки саха Чингисхана? В то же время до сих пор невыясненным является происхождение слова Чингис, которое принял в качестве своего нового названия удачливый военачальник Темучжин. Поэтому надо сказать, что, по представлениям саха, Джылга-Хаан или Чыныс-Хаан является воплощением всемогущей судьбы и неумолимого рока. Он заранее предопределяет судьбу всего сущего в ходе земных дел и является как бы олицетворением твердости мирового порядка, нерушимости его законов. Джылга-Хаан имеет несколько имен: Джылга-Тойон, Одун-биис, Чынгыс- хаан, Чынгыс-Халлаан. В некоторых фольклорных источниках Чыныс Хаан считается первым саха (Ксенофонтов, 1992, с. 164). Фольклорные источники рассказывают об исходе прародителей саха в таком ключе: «Где-то далеко на юге, в бурятской земле, жил некогда человек по имени Омогой, отличавшийся большой силой и тяжелым, драчливым характером. Он обижал всех своих соседей, похищал их имущество и не признавал ничего, кроме своей воли. Выведенные из терпения соседи решили его убить. Узнав об этом, Омогой бежал» (Токарев, 1940, с. 14). Согласно фольклорным источникам, предок саха Омогой на своей родине был известным удальцом, вором-конокрадом: «Жил некогда, далеко на юге, человек сильный, господин богатый, по имени Джугун. Был у него сын Онохой – силач, вор, разбойник, про которого говорили, что он «восемдесять амбаров сломал, девяноста людей убил»… Долго он обижал соседей, крал, насильничал, наконец, истощилось их терпение, заговорил гнев. Собрались и решили отомстить Онохою, сыну Джугуна. Услышавши, что идут с большим войском, он испугался, забрал имущество, людей, скот, жен и детей и пустился бежать. Бежал, уходил долго, пока не попал на реку, текущую на север» (Серошевский, 1993, с. 200). Рассказанные в этом якутском предании события удивительно напоминают красочно описанный в «Сокровенном сказании» монголов разгром племени меркитов в 1180 г. объединенной армией Темучжина, Тогрула и Джамухи. Только после этого события монгольские племена, ранее терпевшие постоянные набеги со стороны беспокойных меркитов расправились с грозным соседем в результате внезапного набега. Молодые предводители дружин Темучжин и Джамуха стали ханами, завладев поясами меркитских вождей. Данное утверждение можно дополнить и пересказом предания саха Н.К.Витзеном в XVII в. Как он пишет: «В прежние времена в лесах, находящихся около Якутска, жили чужестранцы, пришедшие из Казимота и называемые казимотцами, вместе с довольно значительным количеством якутов. Они оставались у коратов, живших вместе с ними, и
http://www.enu.kz через некоторое время напали на бурят, отобрали у них скот и всю утварь, многих убили, а остальных угнали в рабство» (Иванов, 1978, с. 18). В ответ буряты собрались, напали на них и многих убили и увезли в рабство. А.П.Окладников справедливо замечает, что в начале предания говорилось не о лесах, находящихся «около Якутска», а о какой-то иной стране, откуда предки саха ушли на Верхнюю Лену (Окладников, 1955, с. 362). Надо отметить удивительное сходство предания саха о своем бегстве из региона Байкала со сведениями о столкновении монголов с меркитами, в итоге которого к власти пришел Темучин – будущий покоритель Вселенной Чингисхан. Здесь следует отметить, что чужестранцы эти проживали вместе с коратами, т.е. с хоринцами, под бурятами, возможно, имеются в виду потомки Буртэ-Чино – монголы. Весьма любопытно, что с Омогоем связано предание о неуживчивом сыне, бытовавшее и среди урянхайцев-дархатов, бессменных охранников могилы Чингисхана. В нем, отец также изгоняет своего сына после того, как он крадет его лошадь, и проклинает его со словами: «пусть он навеки не имеет потомства» (Там же, с. 359). В.Л.Серошевский приводит любопытную легенду о Чингисе, как о якутском царе, который покорил все народы земли. Следует заметить, что в данной легенде упоминается романтическая история, связанная с девушкой неписаной красоты, из-за которой возникла ссора между старым и молодым богатырем. После этого счастье навсегда оставило саха. Однако несмотря на его дальнейшие расспросы о Чингисе, никто из якутов о нем ничего не знал (Серошевский, 1993, с. 174). В доказательство вышесказанного, можно привести старинный якутский алгыс, приписываемый Тыгыну: «Тюмэни юѐдюппют Тюмэлдьин тойон, Муну юѐскэппит Муналдьын хатын, Кунакыа кыыс» (Березкин, 1995, с. 30). В этом алгысе упоминается некий «Тюмэлдьин тойон», в котором нетрудно узнать Темучина и Муналдьын Хатын, породивших зло, несчастье, и далее какая-то девушка, сыгравшая роковую роль. Данный алгыс был впервые записан Я.И.Линденау во время ысыаха еще в XVIII в. Его произносили с целью умилостивления Адьарая – властелина темных сил. Следует допустить возможность бегства Чильгир-Боко и других преследуемых властями людей в леса Якутии от своих преследователей. Так по фольклорной версии, предок саха парень Оноохой на своей родине не смог ужиться, воровал и убивал. Поэтому грозный владыка отправил за ним погоню, требуя жестоко наказать, боясь возмездия, он бежал из «братской» степи на северо-запад. Прибыв на Лену, он стал Омогоем богачом. Или рассказывается о том, что Омогой Баай – представитель «братских» т.е. бурятского народа «проживая в стране татар, в результате вражды был вынужден бежать, куда понесут ноги» (Боло, 1993, с. 31-32). В этих преданиях важными представляется мотив преследования предков саха монголами и каким-то царем, а также обвинение в конокрадстве. Остатки меркитов, бежавшие и скрывавшиеся в лесах еще долго оставались в Забайкалье. Но их часть через Баргузин и Верхнюю Лену могла убежать в недоступные для монголов северные пределы. Мотив бегства знаменитого удальца на своей родине, преследуемого грозным царем за свои проступки, к тому же живущего на новой родине в постоянном страхе от возможного прихода преследователей, глубоко запечатлен в якутских легендах о родоначальнике Омогое. Однако с Омогоем в фольклоре саха связан только первый этап заселения Средней Лены скотоводами, топонимика и археология края свидетельствуют о возможности монголоязычия первых прищельцев, позднее ассимилированных новой тюркской волной. Еще встречается интересный сюжет, что предки саха жили на далекой прародине безмятежно, не зная гнета иноземцев. Но когда к древней родине предков саха, стране «Ураанхай» подступили войска великих моголов, возглавляемых предводителем Батыем,
http://www.enu.kz отец Эллэя Татаар – Тайма был вынужден оставить свою землю и переселиться к другой стране (Боло, 1994, с. 35). Более интересными, для этногенетической реконструкции, представляются записи мифов о Элляе и Омогое, сделанные русскими и иностранными исследователями в дореволюционную эпоху. Так по записи М.П.Овчинникова, когда во времена правления Олот-хана произошла бескормица, начались смуты. Воспользовавшись этим, многие роды снялись с насиженных мест и уходили в другие края. Татаар Тайма – отец Элляя с своими людьми шел на север через Саяны, по рекам Оке, Белой, Китой, Енисей и Иркут. Выйдя на Ангару и Байкал, они пошли по реке Куде в Верхоленскую степь (Овчинников, 1897, с. 62). В одном нам известном фольклорном источнике идет речь о том, что: «Самые разные предки якутов в седой древности, произошли от двух народностей, прибывших с их места проживания. Старые рассказчики имели обыкновение сказывать такое предание: «У якутов одна ветвь – монголы, а другая восходит к Татаару Тайме, проживавшему на земле ураанхай». Это они обосновывали так: «На южной стороне именитого озера Байкал есть, говорят, родина монгольского племени. В старину на этой земле, где господствовал тогда Чынгыс Хаан, вспыхнула огненная битва, всколыхнувшая весь мир. Спасаясь от этой битвы, проживавший там удалец по имени Татаар Тайма вместе с несколькими людьми взял свои богатства и, покинув свою родину, двинулся на север, в край Ураанхай, находящейся около озера Байкал». Этот Татаар Тайма уже в ту пору имел лошадей и рогатый скот, работников, сам был воином» (Предания, легенды и мифы, 1995, с. 57). Следует подчеркнуть, что предания в большинстве случаев предка саха Эллэя, иногда Омогоя называют выходцем из татар. Этноним татар в разные эпохи применялся к разным монголоязычным и тюркоязычным этносам. В домонгольскую эпоху это обозначение одного из племен на территории Монголии, одного из самых многочисленных и возможно господствовавшего в одно время. Так Л.Р.Кызласов и ряд исследователей татар считали тюрками. Анализ названий татарских племен также приводит к мысли о том, что правящая часть татарских племен, вероятно, была тюркоязычной. Так, в именах племен чиган-татар, алчи-татар, и эльмат-татар присуствуют чисто тюркские слова. Например, одно из имен Эллэя Чыкын-Эллэй. Надо напомнить, что участник Камчатской экспедиции Я.И.Линденау, проезжая в 1745 г. через Байкал, увидел укрепления в местности под чисто якутским названием Кѐбюѐлююр. В этой местности некогда проживал родовой владыка Омогой из рода Боотулу. Потомки Омогоя и пришельца Эллэя в составе восьми главных якутских родов расселились и проживали на территории Байкала и в соседних с ним степях до тех пор, пока не были оттуда оттеснены кыргысами и монголами. Сначала они давали достойный отпор своим врагам, но потом, когда во времена царствования Баджея – внука Эллэя, они слишком обессилели, чтобы успешно противостоять своим врагам, Эллэй собрал все племя и спустился вниз по Лене (Линденау, 1983, с. 176). Согласно Г.Ф.Миллеру, во время «Великой северной экспедиции» 1733-1743 гг. собиравшему этнографические и фольклорные сведения об аборигенах Сибири, предки саха жили в соседстве с монголами и бурятами и были прогнаны от них войной. Таким образом, он считал, что в Монголии до возвышения Чингисхана преобладали тюркоязычные племена. Саха были, по его мнению, древними обитателями Монголии и притом наиболее близкими к монголам. Вытесненные со своих мест Чингисханом, они бежали на север в Прибайкалье и дальше (Миллер, 1937, с. 183). Таким образом, саха довольно долго и тесно жили вместе с монголами, и об этом в частности свидетельствует их язык. В основных версиях исторических преданий, Омогой – предок саха, происходит от бурят. Он поселился в Якутии задолго до прибытия Эллэя, имел многочисленную челядь и обладал огромным количеством лошадей и рогатого скота (Предания, легенды и мифы саха, 1995, с. 38.). По другим данным, он прежде вел войну с народом ураанхай и,
http://www.enu.kz будучи побежден им, бежал в страну бурят. С бурятами тоже пришлось воевать. Надо полагать, что в Среднюю Лену по указанию бурят, он попал после столкновения с ними (Там же, с. 47). В этой связи хотелось бы поставить вопрос о том, знали ли предки саха монголов? Безусловно, более того в якутской мифологии и эпосе Туонэ Могол Тойон – первопредок саха, страна Могол Тойоно находится на Средней земле. Согласно фольклорному источнику, предки саха, когда жили вокруг Байкала и реки Ангара, у них был кузнец по имени Туонэ Могол (Боло, 1994, с. 71). В этой связи интересны данные, свидетельствующие о вынужденном участии предков саха в монгольских походах: «Из отрывочных и темных преданий, видно, что они, когда-то, будто-бы жили в Барабинской степи, потом перешли к верховьям Енисея, а затем ушли за Байкал, откуда их вытеснил Чингисхан, или сами они отделились от него: они составляли один из передовых отрядов, и Чингисхан всегда употреблял, их не жалея, во время сражений в дело первыми, от чего якуты в численности весьма уменьшились; предчувствуя, что, если истребление их пойдет и далее так быстро, что они все будут перебиты, они ушли на север, оставив Чингисхана и нынешнюю Забайкальскую область» (Овчинников, 1897, с. 130). В этой связи, весьма интересно, что казахские исследователи Т.А.Инсебаев и Е.З.Кажибеков отметили связь родословной родословной предков Омогоя и Эллэя и шежере казахского племени аргын. Согласно родословной саха, предками Омогоя и Эллэя являются: Ёксюкю - Мэйэрэм Сюппю – Хорохой – Аргын – Айаал – Ёрѐс кюѐл Дьулдьугун – Тюѐртюгюл –Хайаран - Омогой, Эллэй. Их имена они сопоставили с родовым делением казахского рода сююндук, входивших в состав аргынов: оразкельды- ѐрѐскюѐлдьулдьугун; тортуул и тюѐртюгюл, мейрам и мэйэрэм-сюппю (Инсебаев, Кажибеков; 1984, с. 107-108). Эти сведения приводятся в родословной Шадриных, в могильном камне конца XIX в. Настораживает тот факт, что якутские имена выглядят как натянутый перевод казахской родословной. Царская администрация в XIX в. массово отправляла в якутскую ссылку казахских бунтарей, известных тогда в качестве киргизов. Так в легендах о далекой южной прародине саха и прародителях, часто говорится о стране около теплого моря, где предки саха вместе проживали с народом кыргыс. Киргизами в Царской России называли казахов. Далее, исходим из того, что у многих кочевых народов издавно существовал обычай знать родословную своего рода, в которую включались предки по мужской линии. В средних звеньях генеалогий говорится об исходних корнях и о родстве крупных родов и племен того или иного народа обычно через их родоначальников-эпонимов (Толстова, 1984, с. 27). Так, согласно генеологии саха Эллэй, как прародитель саха, в различных версиях имеет следующих сыновей - основателей улусов племен саха: Хаайа-Ханылы, Хатан Хатамаллай, Болотой Оххон, Боркутай, Баарагай Байагантай. Так в XVIII-XIX вв. складывается миф о едином происхождении улусов и родов саха от единого прародителя Эллэя, аналогично казахскому щежере. Согласно этой родословной, все крупные улусы (племена) происходят от сыновей Эллэя. Но иногда некоторые обособленные роды типа батулинцев и намцев относят к потомству Омогоя, которого связывают с монголоязычным компонентом в составе саха. Следует обратить внимание на сходство имен прародителей якутских улусов с названиями кыпчакских племен XI-XII вв. на просторах Казахстана и в степях Восточной Европы: канглы, котан (кидани), борку (баргуты), каи или уран (кимаки), байаут и т.д. (Ахинжанов, 1989, с. 262-263). Например, имя сына Эллэя Хаайа-Ханылы или Хадаар-Ханалас – предка Кангаласского улуса, возможно, происходит от названия племени канглы. Отождествление канглы с кангаласами в составе саха проводили А.П.Окладников и А.И.Гоголев. По словам Б.О.Долгих, ядро народа саха составляли кангаласы, племенное
http://www.enu.kz название которых яха/саха стало названием всего народа. А.И.Гоголев кыпчакский компонент в составе саха связывает исключительно с кангаласами. Например, по большинству преданий предком Мегинского улуса считается сын Эллэя Болотой Оххон. По преданию казахов Младшего жуза, Болат-это имя старейшины, или предводителя сотни людей, ушедших в степь под начало Алаша-хана и образовавших Средний жуз (Востров, Муканов; 1968, с. 69). Прародителем Ботурусского улуса считается Хатан Хатамаллай-сын Эллэя. По Линденау, ранее Ботурусский улус назывался Хатылинским. В связи с этим стоит привести тот факт, что по преданию казахов Младшего жуза Хотан – имя предка казахов. Действительно, среди списка кыпчакских племен XIII в. есть племя под названием котан. Утверждается, что ушедшая на запад часть киданей известна русским летописям под именем котаны или куны. Однако котаны были и в Западно-Сибирской равнине. Там широко бытует предание о том, что по Иртышу жили ктани (Томилов, 1981, с. 122). По одной генеалогии, прародителем Ботурусского улуса является сын Эллэя Дьуон-Дьаабы. Первая часть данного эпонима происходит от слова дьон-люди, в древности оно обозначало племя. Можно предполагать, что вторая часть эпонима, в древности могло служить названием одного из племен, входивших в средние века в обьединение кыпчаков. Эпоним Дьаабы можно сопоставить с названием другого тюркского племени йабы//ябагу. Таким образом, фольклорные источники саха о своих прародителях могут представлять определенный интерес для исследователей истории Забайкалья и Северной Монголии эпохи возвышения Чингисхана. На территории Якутии могли найти пристанище отдельные группы побежденных племен в долгой межплеменной войне царившей в территории Монголии. Об этом свидетельствуют анализ якутских сказаний, удивительно напоминающие исторические события, запечатленные в «Сокровенном сказании» монголов.
ЛИТЕРАТУРА
Востров В.В., Муканов М.С. Родоплеменной состав и расселение казахов. Средний жуз. – Алма-Ата, 1968. – 344 с. Березкин И.Г. Сайсары куолэ уонна Сайсары булгунньага. – Якутск: Нац. кн. изд-во «Бичик», 1995. – 62 c. Боло С.И. Прошлое якутов до прихода русских на Лену: /По преданиям якутов бывшего Якутского округа/ - Якутск: Нац.кн.изд-во "Бичик", 1994. – 320 с. Гоголев А.И. Якуты (Проблемы этногенеза и формирования культуры). – Якутск: Изд-во ЯГУ, 1993. – 200 с. Ксенофонтов Г.В. Эллэйада. Материалы по мифологии и легендарной истории якутов. – М: Изд-во "Наука", 1977. – 245 с. Ксенофонтов Г.В. Ураангхай-сахалар: Очерки по древней истории якутов. – Т.I, кн. 1. – Якутск: Нац. изд-во РС (Я), 1992. – 416 с. Ксенофонтов Г.В. Архив ЯНЦ СО РАН, Ф.4, Оп.1, Д. 80. Токарев С.А. Очерк истории якутского народа. – М.: Гос. социал-экон. изд-во, 1940. Томилов Н.А. Тюркоязычное население Западно-Сибирской равнины в в конце XVI – первой четверти XIX вв. –Томск, 1981. – 152 с. Толстова Л.С. Исторические предания Южного Приаралья. К истории этнокультурных связей народов Арало-Каспийского региона" – М.: Наука, 1984. – 242 с. Миллер Г.Ф. Описание Сибирского царства. – Кн.1. – М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1937. – 607 с. Предания, легенды и мифы саха (якутов)/Сост. Алексеев Н.А, Емельянов Н.В, Петров В.Т. – Новосибирск: "Наука". Сибирская издательская фирма РАН, 1995. – 400 с.
http://www.enu.kz Линденау Я.И. Описание народов Сибири (первая половина XVIII века): Историко- этнографические материалы о народах Сибири и Северо-Востока. –Магадан, 1983. –176 с. Овчинников М.П. Из материалов по этнографии якутов // Этнографическое обозрение. – М., 1897. – N 3. – С. 182 - 183.; N 4. – С. 85 - 88. – С. 182-183. Окладников А.П. История Якутской АССР. – Т.I. – М.; Л.: Наука, 1955. – 439 с. Иванов В.Н. Русские ученые о народах Северо-Востока Азии (XVII-начало XX в.). – Якутск: Кн. изд-во,1978. – 320 с. Исторические предания и рассказы якутов. – Часть I. – М-Л: Изд-во АН СССР, 1960. – 322 с. Инсебаев Т.А., Кажибеков Е.З. Некоторые предварительные результаты сопоставления и анализа названий родоплеменных групп адай и суюндук // Тюркская ономастика. –Алма- Ата: Наука, 1984. – С. 107–108. Серошевский В.Л. Якуты: Опыт этнографического исследования. – 2-е изд. – М.: 1993. – 436 с. Элерт А.Х. Новые материалы о пантеоне якутских божеств и духов в первой половине XVIII века (статья вторая) // Исторические и литературные памятники «высокой» и «низовой» культуры в России XVI-XX вв. Сборник научных трудов. – Новосибирск: изд- во СО РАН, 2003. Серия «Археография и источниковедение Сибири». – С. 94-119.